Меню сайта
Категории раздела
РАБОТА С ОРКЕСТРОМ [22]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Оркестровый Троицк (Челябинской области) Среда, 24.04.2024, 02:28
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Методика
Главная » 2012 » Июнь » 8 » А. Селянин - Роль «базинга» в ежедневных занятиях исполнителя на медных духовых инструментах
19:13
А. Селянин - Роль «базинга» в ежедневных занятиях исполнителя на медных духовых инструментах

ОХ УЖ ЭТОТ БАЗИНГ!

Роль «базинга» в ежедневных занятиях исполнителя на медных духовых инструментах
А. Селянин

buzzing Несмотря на наличие значительного количества методических работ, и инструктивного материала, посвященных проблемам ежедневных занятий музыканта-исполнителя на медных духовых инструментах, есть вопросы, которые до сих пор вызывают споры и дискуссии и в отношении которых высказываются различные, подчас противоположные мнения. К числу таких вопросов относится использование так называемого «базинга».

Понятие это происходит от английского «buzzing», означающего свист ветра, гудение, жужжание, звук зуммера. В музыке это слово употребляется для обозначения звуков, извлекаемых только губами, как будто вы играете на воображаемом инструменте. Это, так сказать, звук «в чистом виде», «сырец», «полуфабрикат» или «заготовка» звука. Звук этот имеет высоту и незначительную громкость. Необходимую силу и тембровую окраску он получает в самом инструменте.

Разновидности базинга

Различают два вида базинга: «lipsbuzzing» (базинг одними губами) и «monthpiecebuzzing» (базинг на мундштуке). Впервые прием базинга был рекомендован в работах известного русского корнетиста и трубача, профессора Петербургской консерватории В. Вурма «Метод для обучения в войсках на сигнальном рожке» (1876), «Метод для обучения в войсках на кавалерийской трубе» (1879), «Школа для корнета с пистонами» (1893), почему и получил за рубежом название «русского метода». Особо широкое распространение он получил в США, Англии и других странах. В иностранных армиях им пользуются как «скоростным» методом для обучения трубачей-сигналистов.

В настоящее время ни одно серьезное методическое пособие для медных духовых инструментов, выходящее за рубежом, не обходит вопроса об использовании базинга. Базинг является предметом споров и дискуссий, причем, как показывают зарубежные исследования, число сторонников его за последние годы значительно возросло. Если за рубежом «русский метод» получил повсеместное распространение (яркий пример тому — исполнительская и педагогическая деятельность в США и странах Европы), то у нас в стране, к сожалению, методом первоначального обучения на мундштуке пользуются редко.

Споры вокруг базинга

Многие исполнители начинают свои занятия губным базингом. Если до сих пор некоторые аспекты использования базинга на мундштуке являются спорными, то уж способность извлекать звуки губами, не применяя при этом давления мундштука, факт бесспорный для исполнителей.

Практикум базинга

Для извлечения звука этим способом необходимо собрать губы, как при свисте, и, имитируя игру на инструменте, послать кончиком языка струю воздуха, которая заставит колебаться средние части губ, издавая звук. Начинать заниматься губным базингом в среднем регистре можно с любого звука, который звучит наиболее естественно. Углы губ и лицевые мышцы нужно держать собранными (но не чрезмерно сжатыми) и постепенно сжимать их, чтобы извлекать базингом более высокие звуки. На первых занятиях целесообразно использовать рояль или какой-либо другой инструмент, чтобы губы сразу же имели возможность настраиваться на извлечение звуков строго определенной высоты. Вначале надо взять ноту, к примеру, на рояле, затем попробовать «сыграть» эту ноту губным базингом. Такие занятия вырабатывают ощущение высоты звука, развивают мышечную память, точность интонации, что очень важно для стройной игры на медных духовых инструментах, и учит губы попадать в «центр позиции» звука.

Итак, базинг — это умение извлекать звук губами, это знание того, как это делать, примененное на практике. Навык базинга достигается путем систематических, ежедневных упражнений.

Не беспокойтесь, если это сразу не получится. Будьте терпеливы: требуется время, чтобы развить эти звуки. Первые попытки губного базинга обычно кончаются тем, что звук обрывается через 1—2 секунды; поэтому главной задачей занятий губным базингом на данном этапе является удлинение протяженности звука до 30—40 секунд и более. Начиная занятия с извлечения звуков в среднем регистре, необходимо переходить постепенно к звукам выше и ниже.

Извлекайте звуки губами

При базинге на мундштуке губы используются как при губном базинге. Взяв какой-либо звук губами, легко подведите к рабочему месту на губах мундштук, почувствуйте продолжающуюся вибрацию губ в чашке мундштука. Извлечение звука будет более простым, чем при губном базинге. Не стремитесь использовать прижим, иначе вы больше повредите губам, чем поможете. Занимаясь губным базингом, вы заметили, как трудно извлекать высокие звуки. Губы без помощи полей мундштука часто не могут «базинговать» очень высоко. На мундштуке же извлекать высокие звуки легко. Это происходит потому, что поля останавливают вибрацию губ, отчего звук становится более высоким (подобно укороченной пальцем струне). Извлекая звук на мундштуке, необходимо преследовать те же самые цели, что и при губном базинге. Способность извлекать звуки губами без давления мундштука будет помогать губам исполнителя и в настоящей игре.

Как говорят великие

Извлечение звука только на мундштуке, было известно в России, как говорилось, давно, еще в прошлом веке.
Так, В. Вурм писал: «Чтобы произвести звук, ученик должен закрыть рот после дыхания, приложить к губам мундштук... затем произвести губами такое движение, какое обыкновенно делается при выбрасывании изо рта нитки или куска бумаги. Упражняться в этом следует на одном мундштуке, а потом, когда ученик усвоил себе это и получил амбушюр, ему дают трубу», и далее добавлял, что «приспособляемость губ к тому или иному положению и дыхание при упражнениях должны быть основательно и систематически усвоены». [«Школа для корнета с пистонами» (Вурм В. ) Спб., 1893, с. 3, 4.]

О том же писал М. И. Табаков: «Прежде чем дать в руки трубу, [нужно] объяснить и показать ученику основной прием звукоизвлечения, местоположение мундштука, правила дыхания, атаку звука. После этого уже перейти к упражнениям в приемах звукоизвлечения без инструмента, лишь с одним установленным на губах мундштуком», и далее: «Инструмент в руках ученика, не умеющего еще с ним обращаться, отвлекает внимание последнего от контроля за выполнением указаний педагога, чем усложняет и затрудняет его первоначальные шаги обучения». [«Первоначальная прогрессивная школа для трубы» ч. 1. (Табаков М.)]

Какой базинг выбрать - губной или на мундштуке?

С какого же вида базинга нужно начинать обучение?

По мнению одних педагогов, с губного базинга: «Нужно приставить мундштук к губам, когда играющий стоит перед зеркалом, взять звук и во время игры очень медленно оттягивать мундштук от губ, следя за тем, чтобы губы не прекращали колебаний, не прерывая звука, и не меняли своего положения».
Недостатком рекомендации начинать с губного базинга является то, что человек, не знающий на слух звук губного базинга, невольно начинает манипулировать губами, в результате чего базинг просто не получится.

По мнению других, начинать знакомство с базингом и овладение им надо с базинга на мундштуке, так как в этом случае играющий не теряет ощущения опоры губ на мундштуке.

    Делать это надлежит следующим образом:
  • необходимо освободить мундштук в подмундштучной трубке инструмента так, чтобы его легко можно было вынуть;
  • придерживая мундштук двумя пальцами левой руки, начать играть, к примеру, звук фа малой октавы;
  • продолжая выдерживать звук, движением руки, не торопясь, освободить инструмент от мундштука;
  • мундштук должен быть все время на губах, звук — не прерываться.

Таким образом, получится базинг на мундштуке. Далее, не прерывая звука, обратно вставить инструмент в мундштук — получится звук инструмента. Проделать это надо несколько раз. Главная задача — не дать прерваться звуку.

Совет

Ознакомившись указанным способом с базингом на мундштуке, следует продолжать занятие только на мундштуке, отложив инструмент в сторону. Играть нужно выдержанные, протяжные звуки в виде гамм, арпеджио, вначале в одну октаву вверх, затем в одну октаву вниз. Далее пробовать играть какие-нибудь мелодии. Держать мундштук надо двумя пальцами легко. Играть негромко и без прижима.

  1. На мундштуке удобно заниматься перед зеркалом (лучше ручным, карманным), проверяя правильность местоположения мундштука. Следить за тем, чтобы лицо было совершенно спокойным, без каких-либо гримас. Необходимо наблюдать за движением уголков рта, помня, что при повышении звука их надо двигать к центру, а при понижении — наоборот, от центра.
  2. Обязательным должно быть исполнение медленного глиссандо, наподобие воя сирены. В дальнейшем, по мере освоения базинга, нужно включать в занятия и быстрые глиссандо. На мундштуке лучше и легче, чем на инструменте, отрабатываются все виды атаки звука, и в особенности двойное и тройное стаккато (этот прием использовал сам и рекомендовал всем своим ученикам выдающийся трубач-виртуоз В. Брандт).
  3. В начальный период обучения, при определении постановки мундштука на губах, очень полезно извлекать звуки на визуальном определителе.4

Визуальный определитель (vizualizer) представляет собой поля мундштука, отделенные от чашки. Для удобства пользования визуалайзером сбоку приделана ручка. Впервые в практику введен американским конструктором современных медных духовых инструментов Винцентом Бахом (1889—1976).

Преимущество этого простого приспособления состоит в том, что играющий может наблюдать в зеркале ту важнейшую вибрирующую часть губ, которая скрыта в чашке мундштука, видеть, как мундштук расположен на губах, корректировать его расположение, регулировать размер губной щели, определять место кончика языка при атаке звука, следить за естественной вибрацией губ, направлять движение воздушной струи. Все это невозможно видеть, занимаясь на инструменте или на одном мундштуке. Особое значение приобретает использование визуалайзера в тех случаях, когда приходится делать перестановку мундштука на губах.

Что же дает базинг, какие качества он развивает, и какого рода возражения вызывает его использование?

Главное преимущество в применении базинга, на наш взгляд, состоит в возможности наглядно увидеть ту работу, которую выполняют наши губы в качестве вибратора, излучателя звуковых колебаний. При игре на инструменте ничего другого с губами не происходит, инструмент лишь усиливает эти колебания, дает возможность губам привести в колебание воздушный столб, заключенный в его канале. Понимание механизма вибрации губ очень важно для начинающих музыкантов. Многочисленные задачи, связанные с извлечением звука на инструменте, давление мундштука на губы зачастую не дают возможности начинающему понять всю важность свободной, естественной вибрации губ.

Кроме того, базинг помогает начинающему музыканту наиболее естественно складывать при звукоизвлечении губы, то есть имеет существенное значение для определения индивидуальной постановки губ.

Далее. Ежедневные занятия базингом перед игрой на инструменте хотя бы в течение нескольких минут дают возможность даже опытным музыкантам совершенно без всяких нагрузок и давления на губы заставить начать их работать, согреть губные мышцы. Это как легкая разминка перед утренней гимнастикой.

Базинг помогает регулировать ровность выдоха, следить за направлением воздушной струи (на инструменте проследить за этим практически невозможно), регулировать посыл воздушной струи от диафрагмы через инструмент, не зажимая при этом горло.

Базинг вырабатывает умение управлять губной щелью, следить за ее размером, формой, степенью сжатия губ.
Он вырабатывает умение точно интонировать и корректировать интонацию во взаимодействии всех компонентов, на нее влияющих.

Занятия базингом помогают в упражнениях для развития сверхвысокого регистра. Необходимо, по возможности, использовать высокие звуки при базинговых упражнениях. Если даже эти звуки пока не извлекаются, надо пытаться их извлекать — это поможет избежать лишнего напряжения мышц лица и давления на губы мундштука при работе над верхним регистром на инструменте.

Очень полезно начинать разминку утром или перед концертом с губного базинга в 2-3 минуты, затем пару минут делать базинг на мундштуке для возобновления ощущения мундштука. Это при- неоценимую пользу, в особенности, если ограничено время и нужно быстро размяться, как, например, при игре на воздухе.

И наконец, многократные занятия базингом в течение дня в те периоды, когда занятия на инструменте невозможны, помогают на протяжении некоторого времени поддерживать губы в определенной форме. Его польза несомненна и в тех случаях, когда нет возможности разыграться, согреть губы перед игрой на трубе (в дороге, в номере гостиницы и в других ситуациях). Занятия базингом позволяют быстрее войти в форму после отпуска, большого перерыва в игре, при утомлениях и травмированных губах, когда давление мундштука губам противопоказано. Губной базинг является великолепным средством содействовать быстрому развитию губных мышц.

Противники базинга

Среди противников базинга имеются исполнители, которые никогда не занимались базингом и поэтому не верят в полезность этого метода, или те из них, кто, неудачно попробовав делать базинг губами, отрицают его пользу, а также скептики, считающие базинг без инструмента «детской забавой». Некоторые музыканты полагают, что базинг может быть вреден тем, что развивает у начинающих постановку типа «смайл» (Smile), то есть постановку «на улыбке», на растяжке губных мышц. Нам кажется, что это неверное представление о влиянии базинга на постановку губ, так как базинг можно выполнять как на растяжке, так и на умеренном собирании губ (постановка типа Moderator Approach). Возражения против базинга связаны и с невозможностью ощущать сопротивление воздушной струи, проходящей под напором через мундштук, ибо при базинге сопротивление воздушного столба инструмента отсутствует, а также с невозможностью контролировать качество звучания инструмента. Но эти маленькие неудобства, на наш взгляд, с лихвой компенсируются теми многочисленными преимуществами, которые дает базинг музыканту, занимающемуся им.

16.09.2011 источник




Источник:   http://www.tubastas.narod.ru/book_075.htm
Категория: РАБОТА С ОРКЕСТРОМ | Просмотров: 994 | Добавил: Anego
Всего комментариев: 0
Календарь
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz