Меню сайта
Категории раздела
РАБОТА С ОРКЕСТРОМ [22]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Оркестровый Троицк (Челябинской области) Пятница, 19.04.2024, 02:22
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Методика
Главная » 2012 » Май » 30 » История развития Джаза
21:58
История развития Джаза

История  развития  Джаза

Подготовил: Егоров А.Л.

В истории развития Джаза, одним из важнейших направлений – послужили появившиеся бродячие артисты «Менестрели». Под таким названием в истории американской музыки фигурирует широкий круг явлений, относящихся к области музыкального театра. Именно такого рода минестрел-шоу, в своём развитии, оказали существенное влияние на процессы зарождения джаза и его развитие.

Оркестр одной из наиболее показательных менестрельных трупп – «Вирджинских менестрелей» Д. Эммета обычно включал до шести инструментов, хотя в принципе и варьировался. Основой этого ансамбля являлись банджо, кости, тамбурин, к которым присоединялись скрипка, аккордеон, второе банджо. Между исполнителями установилось своеобразное распределение ролей. Так, актер - рассказчик, играющий и на скрипке, стоял в центре. Рядом с ним располагался исполнитель на банджо.

Инструментальный состав первоначального типа в менестрельном театре со временем также испытал воздействие новых видов музыкального искусства, прежде всего – молодого джаза. Оркестр состоял из корнета, тромбона, саксофона, кларнета, скрипки, баса, гитары и ударных.

Развитие рэгтайма шло одновременно в нескольких плоскостях. Буквально рэгтайм означает «разорванное время». В музыке это связано с особенно ярким, сразу же хорошо ощутимым на слух использованием синкопированного ритма в мелодической линии, в то время как в сопровождении идет ровное, метрономически точное движение четвертями или восьмыми. Черты рэгтайма присутствуют и в стиле наиболее раннего архаического джаза.

Исторически сложилось несколько типов блюза. Их классификация обычно идет по нескольким параметрам:

·        кантри-блюз (т. е. сельский), где каждый исполнитель создавал свою версию в импровизационной манере как бы для себя, он не зависел от других участников;

·        архаический блюз, развивающийся приблизительно до 90-х годов 19 века;

·        классический блюз (1900 – 1930-е годы развития);

·        современный блюз, включающий разновидности (послеклассического, декадентского, эклектик-блюза или блюза в свинговом стиле);

·        ритм-энд-блюз (появился в 20 – 30-е годы, как развитие популярного блюза танцевального типа).

Блюзовое начало по-своему проявилось в явлении, получившем название соул (душа). На образование музыки соул – повлияли госпел и ритм-энд-блюз, элементы джаза и поп-музыки середины 50-х годов.

По своим исполнительским признакам блюз подразделяется на:

·        вокальный;

·        вокально-инструментальный;

·        чисто инструментальный (комбо-блюз);

·        оркестровый – биг-бэнд блюз.

Но своего рода проводником новых идей, материалом, на основе которого был осуществлен переход к джазу, стала практика музицирования очень популярных на Юге США еще, по-видимому, со времени наполеоновских войн – духовых оркестров. В связи с ними появился и термин марчинг-бэнд (марширующий оркестр), или стрит-бэнд (уличный оркестр). Кроме того, для негритянских духовых оркестров джазовой ориентации существует еще и название «брасс-бэнд», в котором подчеркивается особая роль в таких составах медных духовых инструментов. Духовые оркестры функционировали и в годы гражданской войны в США (1861 1865). Но и в мирное время духовые оркестры играли важную роль в городской жизни, сопровождая танцы, принимая участие в разного рода уличных шествиях, процессиях – от праздничных до похоронных. Среди музыкантов все больше появлялось негров, получивших свободу и доступ к дешёвым инструментам. Наряду с белыми образовывались и негритянские бэнды. Стараясь подражать белым оркестрам, они в то же время вносили в исполняемый ими репертуар черты близкой им афроамериканской музыки, что в результате привело к возникновению самого первого в истории оркестрового джаза – архаического.

В архаическом джазовом стиле импровизация порой возникала и в сольном исполнении, хотя обычно преобладал коллективный характер трактовки пьес. Подобные эпизоды возникали во время отдыха других музыкантов, связанных с приемом стоп-тайма и с появлением брейка в партии какого-нибудь инструмента.

Переход от обычной стилистики духовых оркестров к бэндам ранней джазовой ориентации, представляет собой достаточно сложный. Одни оркестры продолжали играть старый репертуар в традиционной манере, другие включали в исполнение уже новые "джазовые" элементы.

Выступления оркестров часто были связаны не только с разного рода шествиями, но и с необходимостью сопровождать танцы во время выступления оркестра в парке, на карнавалах, пароходной экскурсии, в открывавшихся танцевальных залах. Начало классического периода в истории джаза датируется приблизительно 1890 годом.

К классическому джазу относятся такие его стили, как:

·        нью-орлеанский стиль (в его негритянской форме);

·        белый диксиленд (нью-орлеанского типа).

Эти стили развивались параллельно. Позднее, с выходом раннего джаза за пределы Нового Орлеана и его широкого распространения по стране, своеобразной фокусирующей точкой джаза стал Чикаго. Здесь на базе негритянско-креольского направления сформировался – нью-орлеанско-чикагский стиль, а на основе белого – чикагский диксиленд.

Переход и превращение из марширующих оркестров в бэнды – сопровождался постепенным изменением состава. Путь к биг-бэндам джазовой ориентации, развивавшимся в русле стиля свинг, пролегал через увеличение числа музыкантов в ансамбле. Однако гораздо важнее было не расширение состава, а установление иных (по сравнению с классическим джазом) соотношений между инструментами. Они приобретали несколько другие функции в результате их объединения в группы, каждой из которых поручалась своя партия. Это обстоятельство имело решающее значение. Первые биг-бэнды (нью-орлеанского типа) были начальной ступенью в процессе возникновения стиля свинг.

Среди явлений, приведших к возникновению биг-бэндов, немаловажное значение имеют признаки, сложившиеся в оркестрах находившихся в русле свит-музыки, симфоджаза. Термин «свит-музыка» (сладкая музыка) связан с практикой широко распространенных в 20-е и 30-е гг. прошлого века больших коммерческих оркестров, выступавших в респектабельных дансинг-холлах и отелях с танцевальным и песенным репертуаром сентиментального, романтически-приподнятого характера. Такие оркестры участвовали в театральных спектаклях, кинофильмах, разного рода в развлекательных эстрадных программах. В качестве черт, типичных для «свит-музыки», обычно называются склонность к спокойным темпам, словно "обволакивающее", негромкое звучание, мягкая манера.

Для свит-джазового стиля характерны следующие элементы, идущие от блюза:

·        плавность мелодий;

·        разделение типового джазового ансамбля (оркестра, типа биг-бэнда) на секции медных духовых и язычковых, и ритм-группу.

Немаловажную роль в процессе становления биг-бэндов сыграл инструментарий. В 20-е годы наиболее стандартным как для оркестров джазовой ориентации, так и для тех, кто культивировал музыку в духе стиля свит, был джаз-бэнд, включавший от восьми до пятнадцати человек.

Он состоял из трех групп:

·        медные инструменты;

·        язычковые;

·        ритмические.

Появляются и оркестры расширенного типа, исполнявшие музыку в духе «симфоджаза». Термин ввел – Пол Уайтмен. Руди Вэлли (руководитель оркестра, исполнявшего музыку в стиле свит), назвал его "симфонизированным синкопированием". Симфоджаз – с точки зрения музыки, явление достаточно сложное. Его черты можно обнаружить в различных джазовых стилях, например, в некоторых приемах «прогрессива», в третьем течении, в экспериментах ряда композиторов, использовавших джазовые средства. Симфоджаз (рассматриваемого периода) – по сути дела никакой не «симфонический» джаз. Поэтому, используя данный термин по отношению к стилистике оркестров 20-х годов, мы учитываем его условность. Но именно так в те годы многие называли подобную музыку. В репертуар оркестров подобного рода входили произведения симфонизированного типа, с более утонченной инструментовкой, развитой композиционной структурой, усложненной техникой тематической разработки.

Особенно впечатляющим, олицетворяющим идею симфонизации джаза, стало первое исполнение, ставшей с этого времени знаменитой – «Рапсодии в блюзовых тонах» Джорджа Гершвина (с самим автором в качестве солиста-пианиста). Это произведение крупной формы для фортепиано и симфонического оркестра, в основе которого лежит тематизм, содержащий некоторые типичные для джаза элементы.

Первый из ставших популярными джазовых биг-бэндов – оркестр Флетчера Хендерсона вначале нередко копировал "изысканное" звучание представителей симфоджаза (прежде всего Пола Уайтмена), и лишь со временем сумел найти собственный, индивидуальный почерк. Это говорит о той роли, которую данный стиль сыграл на первых порах в процессе формирования раннего свинга.

В практику первых джазовых биг-бэндов перешли важные качества:

·        большая роль аранжировки;

·        высокие профессиональные требования к исполнителям, способным к слаженной, со всеми необходимыми нюансами коллективной игре в tutti;

·        прием противопоставления друг другу разных групп-секций инструментов;

·        чередование ансамблевой и сольных партий.

Следует подчеркнуть, что название «биг-бэнд» – не нужно понимать всегда в буквальном смысле. По сравнению с симфоническим оркестром, он выглядит в количественном отношении совсем скромным. Точно так же нет четкой линии, отделяющей минимальный по числу состав биг-бэнда – от расширенного джазового ансамбля типа комбо. Основное отличие более ранних форм джазового музицирования, от возникших в 20-е годы биг-бэндов – заключалось в совершенно ином распределении функций между инструментами, объединявшимися в группы. Прежде всего, образуются две крупные секции: мелодическая и ритмическая. Для биг-бэнда характерна и специфическая ансамблевая техника, при которой музыкальное целое опирается на сочетание заранее аранжированных разделов, выписанных в партитуре, и импровизационных эпизодов, исполняемых солистами.

Десятилетие с середины 30-х до середины 40-х годов – время бурного расцвета биг-бэндов и малых, камерных ансамблей, игравших в стиле свинг, именуется эрой свинга. Своей спецификой обладали негритянские и белые оркестры. Появилось множество оркестров не столько собственно джазового, сколько эстрадно-танцевального плана. Это вызвало оживление в общественной жизни, культуре, искусстве. Джаз звучит с эстрады, по радио, на грампластинках, в звуковом кино. Он заметно подвергается коммерциализации.

Огромная популярность свинга приводит к двум противоположным художественным результатам:

·        резкому росту профессионализма;

·        стандартизации свинга как стиля.

Как известно, свинг как стиль возник в 20-е годы в русле негритянского джаза. Необычайно широкую популярность свинг приобрел в 30-е годы прежде всего благодаря белым биг-бэндам. Они придали свингу как стилю более упорядоченный "европейский" облик, что лишило исполнявшуюся ими музыку некоторых коренных джазовых свойств, но зато необычайно расширило сферу его распространения.

Первая, долго не меркнущая слава пришлась на долю известного оркестра Бенни Гудмена. Ориентация не только на собственно подлинно джазовые, но и на европейские звуковые идеалы в биг-бэнде Гудмена, привела к появлению ответвления внутри стиля свинг – так называемому свит-свингу. Гудмена назвали «королем свинга».

Под руководством Каунта Бейси, в 1935 году перешел оркестр Б. Моутена. Этот биг-бэнд сконцентрировал в своем исполнении наиболее типичные качества свинга, создал ряд приемов, придал особый динамизм и глубину всей эре свинга. В оркестре Каунта Бейси уже заметны отдельные черты, впоследствии развитые музыкантами бибопа и кула – стилей современного джаза. Репертуар оркестра состоял из пьес, основанных на двенадцатитактовой блюзовой схеме, а также из простых 32-тактовых стандартов, несложных для запоминания. Пианистическая техника Бейси также отличалась оригинальностью. Он внес новые черты в технику ансамблевого музицирования. Линия баса стала более свободной, контрабас одновременно и аккомпанировал и играл собственную развитую мелодию. Такая манера игры называется блуждающим басом. В биг-бэнде Каунта Бейси продолжены и развиты ранние традиции. Это, прежде всего внесение элементов импровизации в совместную, коллективную игру, трактовку техники риффов. Оркестру Каунта Бейси принадлежит заслуга в создании целого направления в рамках стиля свинг, связанного в первую очередь с развитием негритянского джаза.

В 30-е годы продолжается интенсивная творческая деятельность Дюка Эллингтона и руководимого им оркестра, который примыкает к стилю большинства функционировавших биг-бэндов свингового типа, но поражает слушателей подлинно новаторскими открытиями и находками. Эллингтон вступает на путь создания не только стандартных джазовых пьес, но и крупных композиций. Здесь обнаруживаются тенденции, характерные для различных течений современного джаза, и сближение с принципами академической музыки. Среди сочинений – программные сюиты, музыка к различным театральным постановкам. Большинство джазовых музыкантов воспринимало каждую его новую пьесу – как откровение, как своего рода пример художественного совершенства и как руководство к действию.

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА:

·        Овчинников Е. «История джаза». – М.: Музыка, 1994.

 

Категория: РАБОТА С ОРКЕСТРОМ | Просмотров: 1913 | Добавил: Anego
Всего комментариев: 0
Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz