Меню сайта
Категории раздела
РАБОТА С ОРКЕСТРОМ [22]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Оркестровый Троицк (Челябинской области) Среда, 24.04.2024, 20:57
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Методика
Главная » 2012 » Май » 30 » Развитие духовых и эстрадных оркестров в России
21:36
Развитие духовых и эстрадных оркестров в России

Развитие  духовых  и  эстрадных  оркестров  в  России

Подготовил: Егоров А.Л.

Истоки длительного оркестрового исторического пути уходят в глубокую древность. Этот путь, можно разделить на два больших этапа развития.

Духовые инструменты зародились в глубокой древности. Материалом для них служили: кусок тростника, кость или рог животного, морская раковина, скорлупа крупного ореха и т. д. Первобытный человек использовал их в своей повседневной жизни – на охоте и войне, в обрядовых церемониях. Эти примитивные инструменты постепенно развивались и совершенствовались, на протяжении веков и даже тысячелетий. Уже тогда наметились три вида духовых инструментов:

·        флейты (продольные, поперечные и многоствольные);

·        духовые язычкового типа (прототипы современного кларнета);

·        медные духовые (с воронкообразным мундштуком).

С расцветом культуры в древнем Египте и в странах древнего Востока (Индия, Китай) – связаны большие достижения в области музыкального инструментария. Музыка активно участвовала во всех областях государственной и общественной жизни. Культовые обряды, военные шествия, придворные церемонии и пиры – везде звучала музыка. Положение музыкантов было привилегированным. Они почитались, как находящиеся в родстве с фараонами.

В музыкально-исполнительской культуре древних государств имелись многие духовые инструменты – от простых флейт до высокоразвитых язычковых инструментов. При армиях существовали специальные оркестры, оснащенные военными трубами и ударными инструментами.

Богатством отличалась музыкально-инструментальная культура древнего Китая. Традиционный оркестр включал в себя около ста видов инструментов, причем преобладали струнная и ударная группы, насчитывавшие несколько десятков видов. Много было металлических инструментов с воронкообразными мундштуками и без них, в основном – бронзовые трубы с большим или малым раструбом, применявшиеся, главным образом, для военных целей. В группу ударных инструментов входили инструменты типа тамбурина, одностороннего малого барабана, набор колоколов, образующих определенный ладовый звукоряд, и многие другие.

Весьма разнообразным был инструментарий древней Индии, насчитывавший свыше трехсот разновидностей струнных, духовых и ударных инструментов.

У древних Индийцев имелись инструменты и гобойного типа.

Значительное место занимали духовые инструменты в музыкальной культуре древней Греции. Музыка играла важную роль в общественной жизни. Обучение молодёжи музыке было обязательным, а пение и игра на музыкальных инструментах входили в программу различных соревнований и представлений. Среди струнных инструментов широко распространены были арфа и кифара. Из духовых наибольшей популярностью пользовались авлос и сиринкс.

К существовавшим в то время медным духовым инструментам относят, наряду с широко распространенными трубами, и тромбон. В 1738 году при раскопках Помпеи были обнаружены два тромбона, выкованных из бронзы, с золотыми мундштуками.

Музыкальная культура древнего Рима (VIII в. до н.э. – V в. н.э.) складывалась под воздействием древнегреческой и восточных цивилизаций. В Рим стекались музыканты из Греции, Сирии, Египта и других стран. Естественно, это сказалось на характере музыкального инструментария и инструментальной культуры в целом. Широко было распространено исполнительство на кифаре и авлосе, получившем латинское название «тибия». Встречались инструменты типа арфы, щипковой лиры. В группу духовых входили предки современных труб, валторн, тромбонов, преимущественно связанных с воинским бытом. Римские воины знали цену этим инструментам. Их легионы включали большие оркестры, где музыканты играли на медных и бронзовых тубах, рогах, букцинах и литуусах. Предание рассказывает, что Александр Македонский располагал таким рогом, "зычный глас" которого, был слышен за четырнадцать с половиной верст. Медные духовые инструменты участвовали не только в военной жизни. Они были полноправными участниками театрализованных зрелищ, боев гладиаторов и официальных церемоний. Все духовые разделялись в древнем Риме на мужские и женские виды. Этому разделению соответствовал и характер музыки, которая соответственно исполнялась на тех или иных инструментах.

Появившись в период первобытнообщинного строя, духовые инструменты заняли важное место в культурной жизни древнего Египта, древней Греции и Рима. Уже в то время зародились начальные формы ансамблевого и сольного музицирования, имелись все прототипы существующего ныне духового инструментария.

В эпоху Средневековья   развитие инструментального исполнительства, ограничивалось церковью, и было связано, в основном, с бытовыми формами музицирования. Значительный сдвиг в этой области произошел в Западной Европе – в эпоху Возрождения. Он был вызван ростом городов и городской культуры, возникновением новых форм светской музыкальной жизни, освобождением профессиональной музыки из-под владычества церкви. Основу многочисленных ансамблей составляли различные виды старинных духовых инструментов: поперечные и продольные флейты, поммеры, шалмеи, бомбарды, цинки, трубы, тромбоны и т. д. В них отсутствовали партии, написанные специально для того или иного инструмента.

Началом второго большого исторического этапа является ХVII век, когда Монтеверди в опере «Орфей» (1607) – объединил большинство существовавших в то время (струнных, духовых, клавишных, ударных) инструментов в единое целое и таким образом создал оркестр.

С тех пор история духового исполнительского искусства, ставшая на профессиональную основу, неразрывно связала себя с оркестровой практикой. Композиторы, писавшие оркестровые, ансамблевые и концертные сочинения, ставили перед музыкантами - исполнителями все более сложные исполнительские задачи, которые требовали совершенствования технического мастерства, улучшения конструкций инструментов, создания новых их разновидностей.

Возникновение духовых оркестров в России связано c реформами Петра I, создавшего военно-оркестровую службу. До него в каждом военном подразделении были только отдельные сигнальные духовые инструменты. По указу 1711 г. – в каждую воинскую часть вводился небольшой духовой оркестр. Высокого исполнительского уровня русские духовые оркестры достигли во 2-й половине XIX в. Для них писали музыку A. П. Бородин, H. A. Римский - Корсаков, П. И. Чайковский, A. K. Глазунов и другие. B оперных спектаклях композиторы нередко использовали так называемую "банду" - духовой оркестр, состоящий только из медных духовых и ударных инструментов. Он звучит, например, в финальной сцене оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». [3, с.177]

В 1830г. А. А. Алябьев – создал первую в истории музыки симфонию для духового оркестра. Специальный марш для военно-духового оркестра – написал М. И. Глинка. Марш и другие произведения для духового оркестра создавали А. Ф. Львов, Ф. Б. Гаазе, А. А. Дерфельдт, О. И. Дютш. Значительно обогатили репертуар сочинения Н. А. Римского - Корсакова для солирующих инструментов в сопровождении духового оркестра, и прежде всего – концерт для тромбона и вариации для гобоя. Н. А. Римский - Корсаков, А. Г. Чесноков, М. А. Владимиров и другие музыканты вели огромную работу по внедрению в репертуар духовых оркестров произведений русской и зарубежной классики. Марши для духового оркестра сочиняли П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, А. С. Аренский, Э. Ф. Направник. Особое место в репертуаре духовых оркестров занимает торжественная увертюра П. И. Чайковского «1812 год» высокохудожественный образец патриотической музыки. [1, с. 228]

Вся история развития советского духового оркестра – связана со становлением и основными этапами социалистического строительства. Важной была роль духовой музыки во время гражданской войны и довоенных пятилеток, в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Отличительной чертой советских оркестров стало жанровое разнообразие и идейно-художественное богатство их репертуара. Особое место в нем занимают марши и различные танцы. Концертная духовая музыка включает в себя сюиты, рапсодии, баллады, поэмы, фантазии, увертюры и даже симфонии. Звучат на концертной эстраде и многочисленные переложения симфонических произведений классиков и современных композиторов. Ряд сочинений для духового оркестра написали H. Я. Мясковский, P. M. Глиэр, C. H. Василенко, Д. Д. Шостакович, C. C. Прокофьев, A. И. Хачатурян. Большой вклад в расширение репертуара внесли композиторы, плодотворно работающие в жанре духовой музыки. Это H. П. Иванов - Радкевич, M. Д. Готлиб, Е. П. Макаров, Г. М. Калинкович, Б. Т. Кожевников, Г. И. Сальников. [3]

По составу инструментов современный духовой оркестр делится на:

·        малый медный;

·        мaлый смешанный;

·        средний смешанный;

·        большой смешанный.

В советской России, новый жанр эстрады – советский джаз, зарождается в 20-е годы.

В 1922 году в Москве по инициативе поэта, переводчика и танцовщика В. Парнаха был создан первый джаз-бэнд. Первое выступление этого коллектива состоялось 1 октября 1922 года.

В 1923 году в Москве создается «Первый экспериментальный синтетический ансамбль» Л. Варпаховского. Он включал в себя девятнадцать музыкантов; каждый из них владел несколькими инструментами. Особенностью этого ансамбля являлось то, что в репертуаре его были не только джазовые пьесы, но и произведения композиторов-классиков, в исполнение которых были привнесены элементы джаза.

В конце 1926 года в Москве создается первый профессиональный джазовый коллектив – «АМА-Джаз» (АМА – ассоциация московских авторов) под управлением А. Цфасмана.

В 1946 году Цфасман, работая музыкальным руководителем театра «Эрмитаж», создаёт первый симфоджаз, участниками которого стали многие выпускники консерватории. [2]

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Григорьев Л., Платек Я. «Современные дирижёры». – М., 1969.

2.      Кузнецов В. «Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями». – М.: Музыка, 1981.

3.      Усов Ю. «История зарубежного исполнительства на духовых инструментах». – М.: Музыка, 1978.

Категория: РАБОТА С ОРКЕСТРОМ | Просмотров: 2071 | Добавил: Anego
Всего комментариев: 0
Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz