Развитие духовых и эстрадных оркестров в России Подготовил: Егоров А.Л.
Истоки длительного оркестрового исторического пути уходят в глубокую
древность. Этот путь, можно разделить на два
больших этапа развития.
Духовые
инструменты зародились в глубокой древности. Материалом для них служили: кусок
тростника, кость или рог животного, морская раковина, скорлупа крупного ореха и
т. д. Первобытный человек использовал их в своей повседневной жизни – на охоте
и войне, в обрядовых церемониях. Эти примитивные инструменты постепенно
развивались и совершенствовались, на протяжении веков и даже тысячелетий. Уже
тогда наметились три вида духовых инструментов:
·
флейты
(продольные, поперечные и многоствольные);
·
духовые
язычкового типа (прототипы современного кларнета);
·
медные
духовые (с воронкообразным мундштуком).
С расцветом
культуры в древнем Египте и в странах древнего Востока (Индия, Китай) –
связаны большие достижения в области музыкального инструментария. Музыка
активно участвовала во всех областях государственной и общественной жизни.
Культовые обряды, военные шествия, придворные церемонии и пиры – везде звучала
музыка. Положение музыкантов было привилегированным. Они почитались, как
находящиеся в родстве с фараонами.
В
музыкально-исполнительской культуре древних государств имелись многие духовые инструменты – от простых флейт
до высокоразвитых язычковых инструментов. При армиях существовали специальные
оркестры, оснащенные военными трубами и ударными инструментами.
Богатством
отличалась музыкально-инструментальная культура древнего Китая. Традиционный
оркестр включал в себя около ста видов инструментов, причем преобладали
струнная и ударная группы, насчитывавшие несколько десятков видов. Много было
металлических инструментов с воронкообразными мундштуками и без них, в основном
– бронзовые трубы с большим или малым раструбом, применявшиеся, главным
образом, для военных целей. В группу ударных инструментов входили инструменты
типа тамбурина, одностороннего малого барабана, набор колоколов, образующих
определенный ладовый звукоряд, и многие другие.
Весьма
разнообразным был инструментарий древней Индии, насчитывавший свыше трехсот
разновидностей струнных, духовых и ударных инструментов.
У древних Индийцев
имелись инструменты и гобойного типа.
Значительное
место занимали духовые инструменты в музыкальной культуре древней Греции.
Музыка играла важную роль в общественной жизни. Обучение молодёжи музыке было
обязательным, а пение и игра на музыкальных инструментах входили в программу
различных соревнований и представлений. Среди струнных инструментов широко
распространены были арфа и кифара. Из
духовых наибольшей популярностью пользовались авлос и сиринкс.
К
существовавшим в то время медным духовым
инструментам относят, наряду с широко распространенными трубами, и тромбон. В
1738 году при раскопках Помпеи были обнаружены два тромбона,
выкованных из бронзы, с золотыми мундштуками.
Музыкальная
культура древнего Рима (VIII в. до н.э. – V в. н.э.) складывалась под
воздействием древнегреческой и восточных цивилизаций. В Рим стекались музыканты
из Греции, Сирии, Египта и других стран. Естественно, это сказалось на
характере музыкального инструментария и инструментальной культуры в целом.
Широко было распространено исполнительство на кифаре и авлосе, получившем латинское название «тибия». Встречались инструменты типа арфы, щипковой лиры. В группу духовых
входили предки современных труб, валторн, тромбонов, преимущественно связанных
с воинским бытом. Римские воины знали цену этим инструментам. Их легионы включали
большие оркестры, где музыканты
играли на медных и бронзовых тубах, рогах, букцинах и литуусах. Предание
рассказывает, что Александр Македонский располагал таким рогом, "зычный
глас" которого, был слышен за четырнадцать с половиной верст. Медные
духовые инструменты участвовали не только в военной жизни. Они были
полноправными участниками театрализованных зрелищ, боев гладиаторов и
официальных церемоний. Все духовые разделялись в древнем Риме на мужские и
женские виды. Этому разделению соответствовал и характер музыки, которая
соответственно исполнялась на тех или иных инструментах.
Появившись в
период первобытнообщинного строя, духовые
инструменты заняли важное место в культурной жизни древнего Египта, древней
Греции и Рима. Уже в то время зародились начальные формы ансамблевого и
сольного музицирования, имелись все прототипы существующего ныне духового
инструментария.
В эпоху Средневековья
– развитие инструментального
исполнительства, ограничивалось церковью, и было связано, в основном, с
бытовыми формами музицирования. Значительный сдвиг в этой области произошел в
Западной Европе – в эпоху Возрождения. Он был вызван ростом
городов и городской культуры, возникновением новых форм светской музыкальной
жизни, освобождением профессиональной музыки из-под владычества церкви. Основу
многочисленных ансамблей составляли различные виды старинных духовых
инструментов: поперечные и продольные флейты, поммеры, шалмеи, бомбарды, цинки,
трубы, тромбоны и т. д. В них
отсутствовали партии, написанные специально для того или иного инструмента.
Началом второго большого
исторического этапа является ХVII век, когда Монтеверди в опере
«Орфей» (1607) – объединил большинство существовавших в то время (струнных, духовых, клавишных, ударных) инструментов
в единое целое и таким образом создал оркестр.
С тех пор
история духового исполнительского искусства, ставшая на профессиональную
основу, неразрывно связала себя с оркестровой практикой. Композиторы, писавшие
оркестровые, ансамблевые и концертные сочинения, ставили перед музыкантами - исполнителями
все более сложные исполнительские задачи, которые требовали совершенствования
технического мастерства, улучшения конструкций инструментов, создания новых их
разновидностей.
Возникновение духовых оркестров в России связано c реформами Петра I, создавшего военно-оркестровую службу. До него в каждом военном
подразделении были только отдельные сигнальные духовые инструменты. По указу
1711 г. – в каждую воинскую часть
вводился небольшой духовой оркестр. Высокого исполнительского уровня
русские духовые оркестры достигли во 2-й
половине XIX в. Для них писали музыку A. П. Бородин, H. A. Римский -
Корсаков, П. И. Чайковский, A. K. Глазунов и другие.
B оперных спектаклях композиторы нередко использовали так называемую "банду" -
духовой оркестр, состоящий только из медных духовых и ударных инструментов. Он
звучит, например, в финальной сцене оперы М. И.
Глинки «Иван Сусанин». [3, с.177]
В 1830г. А. А. Алябьев –
создал первую в истории музыки симфонию для духового оркестра. Специальный марш
для военно-духового оркестра – написал М. И. Глинка. Марш и другие произведения
для духового оркестра создавали А. Ф. Львов, Ф. Б. Гаазе, А. А. Дерфельдт, О.
И. Дютш. Значительно обогатили репертуар сочинения Н. А. Римского - Корсакова
для солирующих инструментов в сопровождении духового оркестра, и прежде всего –
концерт для тромбона и вариации для гобоя. Н. А. Римский - Корсаков, А. Г.
Чесноков, М. А. Владимиров и другие музыканты вели огромную работу по внедрению
в репертуар духовых оркестров произведений русской и зарубежной классики. Марши
для духового оркестра сочиняли П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, А. С.
Аренский, Э. Ф. Направник. Особое место в репертуаре духовых оркестров занимает
торжественная увертюра П. И. Чайковского «1812 год» – высокохудожественный
образец патриотической музыки. [1,
с. 228]
Вся история развития
советского духового оркестра – связана
со становлением и основными этапами социалистического строительства.
Важной была роль духовой музыки во время гражданской войны и довоенных пятилеток,
в годы Великой
Отечественной войны и послевоенный период. Отличительной
чертой советских оркестров стало
жанровое разнообразие и идейно-художественное богатство их репертуара. Особое
место в нем занимают марши и различные танцы. Концертная
духовая музыка включает в себя сюиты, рапсодии, баллады, поэмы, фантазии,
увертюры и даже симфонии. Звучат на концертной эстраде и многочисленные
переложения симфонических произведений классиков и современных композиторов.
Ряд сочинений для духового оркестра написали
H. Я. Мясковский, P. M. Глиэр, C. H.
Василенко, Д. Д. Шостакович, C. C. Прокофьев, A. И. Хачатурян. Большой вклад в расширение репертуара внесли
композиторы, плодотворно работающие в жанре духовой музыки. Это H. П.
Иванов - Радкевич, M. Д. Готлиб, Е. П. Макаров, Г. М. Калинкович, Б. Т. Кожевников,
Г. И. Сальников. [3]
По
составу инструментов современный духовой оркестр делится
на:
·
малый медный;
·
мaлый смешанный;
·
средний
смешанный;
·
большой смешанный.
В советской России, новый жанр
эстрады – советский джаз, зарождается в 20-е годы.
В 1922 году в
Москве по инициативе поэта, переводчика и танцовщика В. Парнаха был создан первый
джаз-бэнд. Первое выступление этого коллектива состоялось 1 октября 1922 года.
В 1923 году в
Москве создается «Первый экспериментальный синтетический ансамбль» Л. Варпаховского.
Он включал в себя девятнадцать музыкантов; каждый из них владел несколькими
инструментами. Особенностью этого ансамбля являлось то, что в репертуаре его
были не только джазовые пьесы, но и произведения композиторов-классиков, в
исполнение которых были привнесены элементы джаза.
В конце 1926
года в Москве создается первый профессиональный джазовый коллектив – «АМА-Джаз»
(АМА – ассоциация московских авторов) под управлением А. Цфасмана.
В 1946 году
Цфасман, работая музыкальным руководителем театра «Эрмитаж», создаёт первый
симфоджаз, участниками которого стали многие выпускники консерватории. [2]
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьев Л., Платек Я.
«Современные дирижёры». – М., 1969.
2. Кузнецов В. «Работа с
самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями». – М.:
Музыка, 1981.
3. Усов Ю. «История зарубежного исполнительства
на духовых инструментах». – М.: Музыка, 1978.
|