Меню сайта
Категории раздела
РАБОТА С ОРКЕСТРОМ [22]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Оркестровый Троицк (Челябинской области) Среда, 24.04.2024, 03:06
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Методика
Главная » 2012 » Июнь » 8 » Стили: ФАНК (funk) - Рождённый из СОУЛА
19:26
Стили: ФАНК (funk) - Рождённый из СОУЛА

СТИЛИ: ФАНК (funk) - РОЖДЕННЫЙ ИЗ СОУЛА

 

История фанка

Начиная с 1967 года, в рамках музыки соул развивается самостоятельное направление, получившее название "фанк". Сам термин появился в музыкальном обиходе еще в 50-х. Его особенно полюбили некоторые джазмены, пытавшиеся отойти от сухости би-бопа, кул-джаза; от нарождавшейся тенденции к интеллектуализации джазовой музыки. Их главным желанием был возврат к народным корням, но не к старому сельскому блюзу, а к эмоциональной и в то же время незамысловатой современной музыке негритянских гетто больших городов.

Art BlackeyПожалуй, первыми употребили этот термин барабанщик Арт Блэйки (Art Blackey), бессменный руководитель ансамбля "Jazz Messagers", а также пианист и композитор Хорас Сильвер, заложивший музыкальные основы джазового фанка (еще в 1953 году он назвал одну из своих пьес "Opsude Funk").

Изначально "фанк" - на жаргоне обитателей черных гетто - это запах человеческого тела в момент сексуального возбуждения. Называя, таким образом свою музыку, ее исполнители как бы специально подчеркивали свою принадлежность к социальным низам и независимость от эстетики истэблишмента, нежелание подстраиваться, казаться благороднее. В этом термине скрыты определенная ирония, горечь, и намек на особую сексуальность данного вида музыки.

Начиная с 1967 года термин "фанк" занимает все более важное место в жизни черных соул-музыкантов, символизируя некое новое отношение к ритмике, аранжировке, самой энергетике исполнения. Появилась мода по-новому называть песни:

  • "Funky Brodway"
  • "Funky Street"
  • "Funky Wolk" и т. п.

    Фанк окончательно отделился от соула, благодаря влиянию белой калифорнийской психоделической рок-музыки, и, в частности, эсид-рока. В 1966 году в Сан-Франциско возникла негритянская группа "Slay&Family Stone", руководимая Силвестром Стюартом, избравшим псевдоним Слай Стоун. Ее стиль, названный "психоделический фанк", оказал заметное воздействие как на белых любителей прогрессив-рока, так и на ряд негритянских соул-групп, таких, например, как "Tamptations".

    G.ClintonОдним из идеологов и пропагандистов фанка стал певец, композитор и продюсер Джордж Клинтон (George Clinton), создавший в этом стиле несколько коллективов: "Parlament", "Funkadelic", "Funkenshtain" и другие. Он рассматривал фанк как жизненную философию, как эликсир жизни и ответ на все мировые проблемы. На обложках его пластинок конца 70-х годов всегда присутствовал знак фанка - буква "U" ("unity" - единство) поднятый кулак с вытянутыми указательным пальцем и мизинцем), а также фанк-лозунг "One Nation united under groove!" ("Одна нация, объединенная в едином порыве"). Имя Джорджа Клинтона впоследствии связывали и со стилем панк-фанк.


    Король музыки соул Джеймс Браун - отец Фанка.

    J.BrownНо все-таки наиболее мощной и влиятельной фигурой в музыке фанк остается Джеймс Браун (James Brown), уже имевший к концу 60-х годов всемирную славу соул-артиста. Следуя требованиям времени, он сделал свою музыку более жесткой и ритмически острой. Это происходило в тесной связи с изменением характера борьбы за равные права негров США, с появлением движения "Black Power" и активизацией агрессивных организаций "Черные мусульмане" и "Черные пантеры". Пик популярности Джеймса Брауна как фанк-артиста пришелся на середину 70-х годов, он выпустил пластинки: как "Sex Machine Today", "Body Hit". Манера его пения и характер оркестровки повлияли на целое поколение фанк-музыкантов, что заметно в композициях таких групп, как "Cool and de Gang", "Ohio Players", "Blackbirds", "Air, Wind & Fire"...

    Влияние фанка на белую рок- и поп-музыку, а также на джаз-рок и его более позднюю форму - фьюжн, широко распространилось во второй половине 70-х и в 80-е годы. Именно джазовые музыканты, как черные так и белые, способствовали развитию новой, особой инструментальной техники и совершенствованию искусства оркестровки в стиле фанк. В этой связи нельзя не вспомнить

  • барабанщиков: Билли Кобэма и Стива Гэдда
  • басистов: Пола Джексона, Стэнли Кларка и Жако Пасториуса
  • саксофонистов: Майкла Брейкера и Дэвида Сэнборна
  • композиторов и аранжировщиков: Хэрби Хэнкока, Джорджа Дюка и Куинси Джонса
  • но и, конечно же, одного из главных идеологов джаз-фанка трубача и композитора Майлза Дэйвиса.

    Массовое увлечение фанком привело к появлению белых и смешанных ансамблей, играющих в этом стиле, в частности: "Everege White Band" или "Tower Of Power". Так как фанк явился частью музыки соул, то белый фанк тоже стали называть "блюайд соул".


    Соул, как основа фанка.

    Ритмическая основа соул, особенно раннего периода, базируется, главным образом, на ритм-н-блюзе и порожденных им формах поп-музыки. Гармонический строй большинства песен этого стиля несет на себе отпечаток религиозной протестантской музыки США с ее простыми взаимоотношениями между тоникой, доминантой и субдоминантой.

    funkОдной из главных отличительных черт музыки соул является манера пения, причем как техническая, так и эмоциональная сторона. В традиционном сельском блюзе, пронизанном горечью и безнадежностью, выразительные средства вокала были подчинены основной идее - жалобе и созданию соответствующего настроения. Совсем иным по энергетике стал вокал в ритм-энд-блюзе, отразившем всю жесткость негритянского существования в гетто больших городов и взявшего на себя функцию снятия физического напряжения и недовольства наиболее непритязательной части черного населения США. Типичным для ритм-энд-блюза стало пение "шаут" (крик).

    Соул, многое взявший из госпел, приобрел несколько иной эмоциональный оттенок - эсктатичность, свойственную религиозным обрядам, но наполненную новым содержанием (начиная сексом, заканчивая призывом к единству нации). Изменилась и манера пения. Использование фальцета, переходящего в визг, полуречитатива на крике, общее повышение тесситуры пения определяется специальным термином "скрим" (вопль).

    В соул-музыке нередко используется перешедший из традиции госпел принцип "вопроса-ответа", реализуемый в форме подпевок, когда солисту постоянно вторит небольшая вокальная группа. Сверхэмоциональная, даже кажущаяся истерической манера пения соул-артистов берет свое начало от пионера черного рок-н-ролла Литтл Ричарда, который оказал явное воздействие на творчество Джеймса Брауна, Отиса Реддинга, Уилсона Пикетта, Ареты Франклин и многих других. Однако соул-певцы привнесли в современный вокал тонкую нюансировку и нивелировку звука, целый ряд особых приемов витиеватого пения, специфических "подтягов" и мелизмов. Ярким примером этого может служить искусство выдающегося певца и композитора Стиви Уандера.


    Различия стилей соул и фанк.

    funkГоворя о различиях между стилями соул и фанк, надо отметить, что они лежат скорее в области инструментовки и исполнительства, нежели в вокальной культуре. Если в ритм-энд-блюзе, в блюз-роке и в соул-музыке обычно акцентируются слабые доли такта (2-я и 4-я), то для фанка характерен ровный драйв и даже перенос акцентов на сильные доли. Тем самым ритмическая основа стала как бы более монотонной, но и более изощренной - за счет выделения мелких и острых синкоп. Важно отметить и то, что фанк, уйдя от триольной основы ритм-энд-блюза, стал музыкой не на 8/8, а на 16/16, то есть с синкопированном по отношению к восьмым длительностям. Характерно, что развитие фанка не было связано с усложнением гармонических схем, как это наблюдалось в некоторых направлениях джаза и рок-музыки. Фанк-инструменталисты научились создавать сложные фактуры, не выходя за рамки одного аккорда помногу тактов. Такая фактура напоминает плетеную ткань, составленную из разноцветных нитей.

    Барабаны, бас-гитара, клавишные и духовые инструменты занимают музыкальное пространство так, чтобы по возможности не перекрывать друг друга. Достичь такого эффекта можно, лишь используя короткие, острые фразы и остинатные рисунки, заранее продуманные аранжировщиком. Именно в среде фанк-музыкантов зародилась особая техника игры на бас-гитаре - "слэп", когда (в отличие от обычного способа игры кончиками пальцев или медиатором) звук извлекается ударом внутренней стороны большого пальца, стаккато.


    Два самостоятельных стиля

    Уже с 70-х годов соул и фанк развивались в США вполне самостоятельно и обособленно, будучи противопоставлены белой гитарной рок-музыке. Поэтому гитара в этих жанрах используется чаще как аккомпанирующий, ритмический инструмент, а главенствующая роль в создании ритмо-гармони-ческой фактуры постепенно перешла к разного рода клавишным инструментам.

    Время постепенно стирало границы между белой рок-музыкой и черным фанком. Новые поколения молодежи начала 80-х годов, особенно в европейских странах, где нет расовых проблем, начали принимать белый фанк за современный рок. Ярким примером тому может служить английская группа "Level 42".

    Фанк, в его наиболее ярких проявлениях, стал музыкой, требующей как от исполнителей, так и от слушателей огромного нервного напряжения, большой отдачи энергии. Когда первая волна увлечения этим стилем несколько спала, выяснилось, что очень немногие могут считать себя истинными фанкменами. По времени это совпало с аналогичным спадом у значительной части молодежи интереса к истинным формам рок-музыки: к арт-року, хард-року, фолк-року, блюз-року, к психоде-лическим и другим ее проявлениям. Массовый потребитель хотел чего-нибудь попроще, а главное - поспокойнее. И вот в середине 70-х годов появилась музыка "диско", которую породил не рок, а именно фанк, причем не как свое продолжение, а скорее как свой антипод, имеющий лишь внешнее сходство с первоисточником.

    Источник:   http://www.tubastas.narod.ru/book_211.htm
    Категория: РАБОТА С ОРКЕСТРОМ | Просмотров: 887 | Добавил: Anego
    Всего комментариев: 0
    Календарь
    «  Июнь 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz