Меню сайта
Категории раздела
РАБОТА С ОРКЕСТРОМ [22]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Оркестровый Троицк (Челябинской области) Суббота, 20.04.2024, 17:42
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Методика
Главная » 2012 » Июнь » 8 » В. Мурашко - Работа над гаммами
19:16
В. Мурашко - Работа над гаммами

РАБОТА НАД ГАММАМИ КАК СОСТАВНОЙ КОМПОНЕНТ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.

автор: Мурашко В.Г.
(Белорусский государственный университет культуры и искусств, Белоруссия)

Работа над инструктивным материалом в процессе обучения игре на духовых инструментах занимает одно из важнейших мест. Для развития технических возможностей духовика-исполнителя неоценимую роль играет работа над гаммами и арпеджио различными штрихами в определенных темпах, что способствует развитию беглости пальцев, подвижности языка, губ и укрепляет мышцы дыхательного аппарата, помогает планомерному контролю за качеством звука, интонацией и строем. Постоянные занятия гаммами и арпеджио позволяют музыканту, отвлекаясь от сугубо художественных задач, акцентировать внимание на выработке различных двигательных навыков.

Рациональные занятия над гаммами создают возможности для развития исполнительского аппарата и всех компонентов техники музыканта-духовика. Работа над гаммами и арпеджио помогает вырабатывать атаку, ее четкость и определенность, способствует развитию техники языка, помогает освоить быстроту вдоха, равномерность и гибкость выдоха, формирует штрихи, совершенствует подвижность мышц губ, развивает беглость пальцев, координирует их движение с другими компонентами исполнительской техники (губ, языка, слуха, и т. д.), совершенствует интонацию.

Под гаммами принято понимать комплекс упражнений, в который входят: гаммы, арпеджио тонических трезвучий, доминант септаккорды, уменьшенные вводне септаккорды. Иногда сюда включают также исполнение вариантов ломанных арпеджио, терций, секвенций и проч. Главным дидактическим принципом при изучении гамм является переход от простого к сложному.

При всем многообразии исполнения гамм, принято выделять следующие принципы:

  1. разнообразие исполняемых видов гамм – диатонических (мажорных и минорных - натуральных, гармонических и мелодических), хроматических и целотонных;
  2. утверждение тонического начала. Все гаммы, тонические арпеджио и их обращения начинаются и заканчиваются тоникой. Обращения D7, ум. VII7 разрешаются в тонический звук.
  3. максимальное использование диапазона. На старших курсах музыкальных училищ гаммы исполняются в две, две с половиной и три октавы (в зависимости от инструмента и уровня подготовки учащегося);
  4. определенное ритмическое оформление. Как правило, гаммы в две октавы исполняются в квартольном оформлении, в две с половиной (до квинты) и три октавы – в триольном оформлении.

Перечисленные выше принципы должны лежать в основе работы над гаммами.

Для того чтобы работа над тем или иным материалом давала результат, необходимо, прежде всего, ставить перед собой комплекс конкретных задач. Для исполнителя на духовых инструментах это, прежде всего:

  1. работа над атакой и способами извлечения;
  2. укрепление мышц губного аппарата;
  3. контроль за работай дыхательного аппарата;
  4. достижение одинакового звучания всего звукоряда в различных регистрах определенным штрихом;
  5. согласованность в действиях пальцев, губ, языка и органов дыхания.

По мнению доктора искусствоведения, профессора Ю. Усова, процесс работы над гаммами и арпеджио следует разделить на два больших этапа.

Первый – это процесс изучения мажорных и минорных гамм, обращений трезвучий, доминантсептаккордов по квинтовому кругу. Начинать изучение гамм следует только в медленном темпе и в одну октаву. Дыхание при игре в медленном темпе следует устанавливать произвольно. На первом этапе обучения необходимо также начать изучение хроматических гамм.
Второй этап работы над гаммами, септаккордами, трезвучиями и их обращениями начинается тогда, когда исполнитель-духовик уже хорошо освоил их в медленных темпах, и имеет вполне сформировавшийся амбушюр, а также в достаточной мере владеет регистрами инструмента. Этот период, как правило, начинается в музыкальном училище (II-III курсы) и продолжается в вузе (I-II курсы). И сейчас следует разработать систему исполнения гамм, арпеджио, трезвучий, септаккорда и их обращений, исходя из базиса, заложенного на первом этапе изучения инструктивного материала. В этот период главные задачи, которые ставятся перед исполнителем-духовиком, это: расширение рабочего диапазона, выравнивание динамики, тембра, четкость атаки, ровность аппликатурных переходов, воспитание интонационной точности и ритмической устойчивости.

Работа над гаммами и арпеджио должна начинаться с первого года обучения, как только ученик усвоил основы постановки и звукоизвлечения. Разучивая гаммы и арпеджио, ученик должен ознакомиться с элементарными теоретическими сведениями о строении мажорных и минорных гамм, для этого рекомендуется ознакомить его с условной схемой тональностей квинтового круга, расположенных таким образом, что количество диезов при ключе увеличивается при движении по часовой стрелке, а бемолей _ против часовой стрелки.

Рекомендуется изучать гаммы, начиная с мажорных; играть их в медленном темпе в пределах освоенного диапазона. После того, как ученик освоит несколько мажорных гамм, можно приступить к изучению параллельных гамм. При изучении новых тональностей необходимо также повторять и уже изученные ранее гаммы, при чем повторение каждый раз должно предусматривать новую задачу, прежде всего – становление исполнительской техники. Ежедневно ученик должен работать над одной - двумя, иногда несколькими гаммами и соответствующими арпеджио.

Существуют различные способы исполнения гамм, зависящие как от методики педагога, так и от индивидуальных особенностей ученика. Одни педагоги придерживаются такого исполнения, при котором остановка движения приходится на основной звук, другие – играют гамму в полторы октавы (при этом все звуки гаммы должны сохранять одинаковую длительность). При любом способе исполнения гамм и арпеджио, их следует играть штрихами деташе, стаккато и легато, различными ритмическими группами.

Студенты старших курсов, на наш взгляд, обязаны в течение недели повторять все гаммы со всеми видами работы в них. Наибольший эффект в работе над гаммами принесет студентам исполнение оборотной гаммы в различных вариантах.

Из практики игры на духовых инструментах известно, что наиболее распространенными недостатками в исполнении гамм и арпеджио являются:

  1. неритмичность исполнения;
  2. отсутствие ровности звучания;
  3. неточное интонирование при игре;
  4. нерациональное использование аппликатуры;
  5. отсутствие выразительности исполнения.

Некоторые музыканты-духовики стремятся к тому, чтобы играть гаммы быстро, тогда как задача исполнения гамм прежде всего заключается в отработке звука, ритмической и звуковой ровности, и только тогда, когда решена главная задача – достигнута ритмическая и звуковая ровность, можно думать о подвижности исполнения. Таким образом, к быстрой игре нужно подходить постепенно.

Как считает кандидат искусствоведения, доцент кафедры духовой музыки БГУКИ Коротеев А. Л., важным условием при работе как над гаммами, так и над техническими упражнениями и этюдами, помимо совершенствования четкой координации исполнительского дыхания, атаки языка, амбушюра, техники пальцев, визуального восприятия нотного текста, является выработка безупречного чувства ритма.

Целый ряд Школ рекомендует различные варианты исполнения гамм и гаммообразных последовательностей. Например вариант предложенный профессором Францем Тюрнером, включает репризное исполнение гаммы в восходящем движении и последующем закрепленииданной гаммы при проигрывании трезвучия.

Необходимо разъяснять ученику значение и пользу правильной работы над гаммами, их практическое применение в музыке на примерах пьес и произведений крупной формы показать, что они часто представляют собой сочетание элементов из различных гамм и арпеджио.

Для овладения многообразием технических и выразительных средств исполнения на духовых инструментах ученику недостаточно разучивать и исполнять только пьесы, он должен понять, что работа над гаммами и арпеджио – материал, необходимый для овладения мастерством, неисчерпаемый источник динамического и тембрового разнообразия, красивого звучания во всех регистрах, качества звука.

Таким образом, рассмотрев особенности работы над гаммами, выявив их роль в учебном процессе, мы пришли к выводу, что этот вид работы является не только составным, но и одним из основополагающих компонентов при обучении игре на духовых инструментах.

Литература:

  1. Федотов А. Ф. Методика обучения игре на духовых инструментах. – М.: Музыка, 1975.
  2. Луб В. Методика обучения в самодеятельности трубачей и корнетистов. М.: Музыка, 1982. – 180с., нот.
  3. Усов Ю. Методика обучения на трубе: Учеб. Пособие. – М.: Музыка, 1984. – 216с., нот.
  4. Диков В. О работе над гаммами // Методика обучения игре на духовых инструментах / Очерки. Вып. II. / Под общей ред. Ю. А. Усова. – М.: Изд-во «Музыка», 1966







Источник:   http://www.tubastas.narod.ru/book_171.htm
Категория: РАБОТА С ОРКЕСТРОМ | Просмотров: 1354 | Добавил: Anego
Всего комментариев: 0
Календарь
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz